Андрея Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» можно сравнить с горящей свечой, и этому есть несколько причин:
- Символ мимолетности жизни и угасания
В эпизоде смерти князя Андрея Толстой прямо использует образ свечи:
«Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
Эти мысли приходят к Болконскому, когда он чувствует, как жизнь покидает его. Свеча здесь становится метафорой его угасающей жизни — яркой, но краткой, озаряющей путь к духовному прозрению в последние мгновения. - Внутреннее «горение»
На протяжении всего романа Андрей ищет смысл жизни, славы, любви. Его душа, как пламя свечи, то разгорается (мечты о «своём Тулоне», любовь к Наташе, участие в реформах), то затухает (разочарование в Наполеоне, потеря жены, крушение надежд). Это «горение» делает его одним из самых трагичных и глубоких персонажей. - Просветление перед смертью
В момент смерти Андрей обретает гармонию, подобно тому, как свеча, догорая, даёт последний яркий всплеск света. Его принятие всеобщей любви и смирения контрастирует с прежней гордостью и жаждой славы, завершая путь духовного преображения.
Почему не другие герои?
- Пьер Безухов скорее напоминает костёр — его поиски бурные, хаотичные, но жизнестойкие.
- Наташа Ростова подобна солнцу — её энергия естественна, щедра и жизнеутверждающа.
- Марья Болконская — лампада перед иконой: её свет тих, но постоянен и глубоко духовен.
Таким образом, именно Андрей Болконский, с его трагическим величием, кратким всплеском страстей и философским принятием конца, наиболее точно воплощает образ горящей свечи — яркой, хрупкой и озаряющей тьму напоследок.