Встреча с городничим
Встреча Хлестакова с городничим — ключевой момент пьесы, который задает тон всему дальнейшему развитию событий. Городничий, напуганный известием о приезде ревизора, ведет себя подобострастно и старается угодить Хлестакову, которого принимает за важного чиновника. Он предлагает ему переменить квартиру и осмотреть тюрьмы, чтобы показать, что в городе все в порядке. Хлестаков, в свою очередь, сначала пугается, думая, что его хотят арестовать, но затем, поняв, что его принимают за кого-то важного, начинает играть роль. Он соглашается переехать в дом городничего, так как это сулит ему комфорт и возможность пожить за чужой счет. Хлестаков не осознает, что его приняли за ревизора, но охотно пользуется ситуацией.
Сцена «вранья»
В знаменитой сцене «вранья» (действие 3, явление 6) поведение Хлестакова резко меняется. Если в гостинице он был робок и неуверен, то теперь, почувствовав себя в центре внимания, он начинает хвастаться и приписывать себе несуществующие заслуги. Его тон становится самоуверенным, он рассказывает ошеломленным чиновникам, что он важный человек из Петербурга, знакомый с министрами и даже пишущий литературные произведения. Хлестаков последовательно «присваивает» себе роли то писателя, то высокопоставленного чиновника, то близкого друга самого императора. Это можно объяснить его легкомыслием и желанием произвести впечатление. В «Замечаниях для господ актеров» Гоголь указывает, что Хлестаков — человек «без царя в голове», который говорит и действует без обдумывания. Он не столько лгун, сколько фантазер, который сам начинает верить в свои выдумки. Чиновники же настолько напуганы возможным наказанием, что не замечают, как Хлестаков несколько раз чуть не «проговаривается».
Прием городских чиновников
В сценах приема чиновников Хлестаков ведет себя все более уверенно. Он принимает взятки, не понимая, что их дают ему как ревизору. Его поведение меняется: он начинает чувствовать себя хозяином положения, хотя и не осознает, что его приняли за другого человека. Прозрение приходит к нему только после отъезда, когда он понимает, что его провожали как важную персону. Хлестаков радуется тому, что ему удалось так ловко воспользоваться ситуацией, не задумываясь о последствиях.
Ошибки Хлестакова
Хлестаков совершает множество ошибок, главная из которых — нежелание слушать своего слугу Осипа, который пытается предостеречь его от излишней самоуверенности. Когда Хлестаков общается с купцами и городскими жителями, он начинает вести себя как настоящий чиновник, принимая жалобы и обещая наказать виновных. Это происходит потому, что он полностью вживается в роль, которую ему навязали окружающие. Его легкомыслие и отсутствие моральных принципов позволяют ему наслаждаться моментом, не думая о будущем.
Объяснение в любви
В сцене объяснения в любви Хлестаков проявляет свою ветреность и непостоянство. Он сначала признается в любви Анне Андреевне, а затем, не задумываясь, делает предложение Марье Антоновне. Его поведение соответствует описанию, данному Гоголем в «Замечаниях для господ актеров»: Хлестаков — человек, который действует по первому импульсу, не задумываясь о последствиях. Он просит руки Марьи Антоновны у городничего, не испытывая при этом никаких серьезных чувств, а лишь стремясь закрепить свое положение.
Отъезд Хлестакова
Хлестаков объясняет свой внезапный отъезд необходимостью срочно вернуться в Петербург. На самом деле он просто боится, что его обман раскроется. Встреча с отцом в деревне Подкатиловке могла бы быть комичной: Хлестаков приезжает в роскошном экипаже, покрытом персидским ковром, с подарками, которые он получил от чиновников. Его отец, вероятно, был бы удивлен таким внезапным «успехом» сына, а сам Хлестаков, скорее всего, продолжал бы врать, чтобы оправдать свое новое положение.
Вывод
«. Хлестаков — «елистратишка простой», мелкий чиновник, который случайно оказался в центре внимания. Его имя стало нарицательным, потому что в его образе Гоголь показал типичные черты общества, где внешний лоск и пустая болтовня ценятся больше, чем настоящие дела и честность. «Хлестаковщина» — это явление, которое существует и сегодня, что делает комедию Гоголя актуальной и в наше время.